Интересно

Музыка в эфире!

Музыка в эфире!

Концертный зал Датского радио - четвертый и последний объект в новом комплексе штаб-квартиры Danish Radio.  DR City, как называют этот архитектурный ансамбль сами горожане, объединивший рассеянные по всему Копенгагену студии главного вещательного концерна Дании, начал строиться практически на голом месте на острове Амагер (Amager), где прежде находился военный полигон. Пространство вокруг крупнейшей в стране медиарезиденции, благодаря целенаправленной градостроительной политике, активно обживалось и последовательно интегрировалось в ткань города - сегодня из центра сюда можно добраться всего за пять минутна метро. И хотя сами копенгагенцы не спешат осваивать непривычный маршрут, он уже успел попасть в туристические справочники - на Амагер устремляются все, кто хочет собственными глазами увидеть самую совершенную в техническом отношении и самую дорогую музыкальную площадку планеты, а заодно на себе испытать формулу, выведенную Жаном Нувелем на открытии концертного зала DR: «Архитектура как музыка: она создается для того, чтобы волновать и доставлять удовольствие».

Жан Нувель, архитектор

Первой родилась концепция синего экрана - мне пришла в голову идея здания-волшебного фонаря, которое существовало бы в постоянном изменении, так как район, где его требовалось поставить, сам находился еще в начальной стадии развития и не имел ясной структуры. Обычно я стараюсь учитывать архитектурный контекст и устанавливать диалог с окружением, но в этой абсолютно новой средовой ситуации у меня такой возможности не было. Словом, я не придумал ничего лучше, кроме как вжиться в роль архитектора XI века, получившего заказ на возведение главного городского собора, вокруг которого будет разворачиваться дальнейшая застройка. Такая аналогия имела под собой вполне реальную почву, поскольку мне предстояло проектировать самое большое и, вне всякого сомнения, обладающее самым большим общественным значением здание в этой части города.

Следующей мыслью было заставить наблюдателя поломать голову над вопросом: «А чем, собственно, является это здание?» Глядя на Danish Radio Concert Hall издалека, невольно начинаешь прощупывать его, стараясь понять, что спрятано за экраном, но в итоге только делаешь вывод о бессмысленности этого занятия, так как объект, подверженный постоянному изменению, кажется абсолютно нереальным. А когда на закате сквозь синюю ткань вдруг проступают контуры концертного зала в обрамлении стеклянного фасада, приходится согласиться с обманчивостью и этого впечатления. На таком динамическом равновесии видимой простоты коробки и сложности ее содержимого, которое в принципе остается загадкой до тех пор, пока не окажешься внутри, мы и решили сыграть - именно оно легло в основу архитектурного проекта. Общей идеей было создать некую отдельную вселенную, используя детали, материалы и пространство таким образом, чтобы дверь в каждое помещение была для посетителя дверью в неизвестный, новый мир.

СНАРУЖИ

Днем Danish Radio Concert Hall, который своими исполинскими размерами (длина 96 м, ширина 58 м и высота 45 м) затмевает соседние корпуса DR City, фокусируя все внимание на себе, больше всего похож на брошенную кем-то посреди пустыря обернутую синей строительной сеткой коробку.  Однако с наступлением темноты этот огромный объем дематериализуется и, принимая на себя функции проекционного экрана, полностью растворяется в калейдоскопе огней, фото- и видеороликов, раскрывающих богатую внутреннюю жизнь  DR-холла.  Медиафасад общей площадью 21000 м2 делает весь город участником музыкальных событий, которые проходят в стенах здания.

ПОД СЕТЬЮ

Внутри загадочной коробки скрываются четыре абсолютно по-разному сформулированные с точки зрения дизайна и рабочих характеристик площадки, что отражает их музыкальную специализацию, и вся инфраструктура, необходимая для поддержания жизнедеятельности такого сложного организма, каким является современный концертный зал. Главная сцена на 1800 зрителей расположена в верхней части стеклянного куба: заключенный внутри расколотой деревянной скорлупы массивный объем, напоминающий снаружи не то обломок скалы, не то поднятый ветром ворох осенних листьев, свободно парит на десятиметровой высоте, выводя внешне статичную кубическую оболочку здания из равновесия. Три площадки меньшего размера - малый зал на 500 человек и две 200-местные аудитории,- следуя той же динамической логике, занимают нижнюю часть куба. Связывает четыре студии друг с другом внутри огромного контейнера многоярусное фойе - четко очерченные границы, отделяющие этот мир от города снаружи, визуально размывает свет. Он же является ключевым элементом, формирующим атмосферу в каждом из пространств.

Ее влияние можно заметить во всем - от необработанных деревянных поверхностей и нарочито смятой в «кожу слона» фактуры бетонных стен до мебели в баре и гардеробе, стилизованной под ящики для транспортировки музыкальных инструментов. Однако главную роль в оркестровке огромного фойе (2000 м2) играет свет - он вносит в это пространство движение, делает его текучим, заставляет узнать в окружении сценографию все порождающего хаоса.

Разноцветные световые проекции, разбегающиеся по всем поверхностям, лишают мир устойчивости: то, что выглядело  статичным,  оказывается подвижным,  стабильные структуры теряют качество постоянства, звуковые впечатления незаметно перетекают в визуальные и обратно, становится подвижной граница между реальным и виртуальным, жизнью и искусством. Даже интегрированные в архитектуру светильники, вроде бы имеющие четкую пространственную фиксацию, вовлечены во всеобщее движение. Энергичные люминесцентные зигзаги молниями разрезают низкий потолок первого уровня, а цветные пластиковые прямоугольники «соnсгеtе  lights», взрывающие бетонные стены, в мелькании проекций скользят в зеркалах стеклянных фасадов, производя на прогуливающихся по площади и террасам почти гипнотический эффект.

ФОЙЕ

Встречающая входящих в здание инсталляция  «звездное небо» из 1600 светодиодов холодно-белого  свечения, которая на 300 м2  акустического потолка запечатлела положение небесных светил над Копенгагеном 17 января 2009 года, в вечер торжественного открытия Danish Radio Concert Hall королевой Маргрете II, поэтически соединяет пространство и время, чтобы для каждого персонально разыграть космическую мистерию рождения нового мира. Сквозь ледяной свет импровизированных звезд поднимающееся на сорок метров вверх фойе представляется целым городом -  с террасами, большими и маленькими площадями, барами и рестораном. Первый уровень, куда сначала попадают посетители, расположен на 2,5 метра под землей - здесь находится гардероб, и отсюда по просторной галерее, мимо трех малых залов, репетиционных и служебных помещений ведет путь в другие здания DR City. Но тех, кто пришел на концерт, широкая лестница увлечет наверх -  на центральную площадку. Всего в фойе семь уровней - пять верхних соотнесены с ярусами в большом зале. К ним ведут эскалаторы и лифты. Последняя терраса находится на высоте 30 м. Лейтмотивом дизайна общественных зон является идея становления, развития, творческого процесса.

Ее влияние можно заметить во всем - от необработанных деревянных поверхностей и нарочито смятой в «кожу слона» фактуры бетонных стен до мебели в баре и гардеробе, стилизованной под ящики для транспортировки музыкальных инструментов. Однако главную роль в оркестровке огромного фойе (2000 м2) играет свет - он вносит в это пространство движение, делает его текучим, заставляет узнать в окружении сценографию всепорождающего хаоса.

Разноцветные световые  проекции, разбегающиеся по всем поверхностям, лишают мир устойчивости: то, что выглядело  статичным,  оказывается подвижным,  стабильные структуры теряют качество постоянства, звуковые впечатления незаметно перетекают в визуальные и обратно, становится подвижной граница между реальным и виртуальным, жизнью и искусством. Даже интегрированные в архитектуру светильники, вроде бы имеющие четкую пространственную фиксацию, вовлечены во всеобщее движение. Энергичные люминесцентные зигзаги молниями разрезают низкий потолок первого уровня, а цветные  пластиковые прямоугольники «соnсгеtе  lights», взрывающие бетонные стены, в мелькании проекций скользят в зеркалах стеклянных фасадов, производя на прогуливающихся по площади и террасам почти гипнотический эффект.

ГЛАВНЫЙ ЗАЛ

Если прямо из круговерти фойе можно следить за тем, что происходит в трех малых студиях, то главный зал остается непроницаемым для внешнего наблюдателя. Чтобы попасть сюда, нужно пережить очередную метаморфозу. Небольшой обитый оранжевым войлоком шлюз, отделяющий лестницу от входа в святая святых, накрывает оглушительной тишиной, отсекая вместе со звуками все впечатления и суетные мысли повседневности. Порог храма музыки каждый переступает обновленным и свободным от связей с внешним миром.

Пространство концертного зала решено как пейзаж. Расположение зрительских рядов по принципу виноградника - метод, впервые примененный Хансом Шаруном в Берлинской филармонии и развитый Фрэнком Гери в Дисней-холле - Нувель наполнил собственным содержанием.  Источником вдохновения ему послужили окрестности Женевского озера: разноуровневые террасы, нависающие над площадкой, всхолмленные стены и поднимающаяся над всем скала органа напоминают о знаменитых виноградниках Лаво. Этот прекрасный мир, утопающий в ярких осенних красках, встречает зрителей в лучах закатного солнца.

Превратить интерьер зала в гигантский музыкальный инструмент архитектору помогал  Ясухиса Тойота  (Yasuhisa Toyota)  из  Nagata Acoustics, который придал художественным качествам  пространства требуемые акустические  характеристики. Использованные в отделке стен плавно изогнутые панели из тонированного под орех березового шпона, дополненные скульптурными гипсовыми волнами в верхней части зала, выполняют функцию гигантского резонатора. Насечки на дереве способствуют правильной передаче высоких частот, а многослойная структура обшивки (100 кг/м2) обеспечивает идеальное воспроизведение низких.  Модулируют акустику полированные панели на потолке и звукоотражаюший экран. В целом зал рассчитан на проведение концертов симфонической музыки, но если ситуация все же требует акустической перенастройки пространства, это можно сделать с помощью специальных тяжелых занавесов, которые спрятаны за стеновыми панелями. Гала-концерт по случаю открытия Danish Radio Concert Hall начался со специально написанной к этому дню композиции Энди Пейпа (Andy Раре), в которой были учтены возможности многоуровневой структуры зала. Солисты и хоры в разных тональностях пели с разных балконов, размещенных на разной высоте, дав зрителю возможность получить опыт абсолютного слияния музыки и визуального образа, воспринимающего и воспринимаемого.

Свет оживляет проявленную архитектором картину. Полностью интегрированная в архитектуру система освещения предельно естественно раскрывает художественный образ и одновременно решает все функциональные задачи, практически ничем не выдавая своего присутствия. Разработанные для этого тонко нюансированные световые сценарии обеспечиваются целым комплексом специальных технических решений. Встроенные в ступени и пол асимметричные диммируемые люминесцентные светильники с матовыми рассеивателями подчеркивают геометрию криволинейных вертикальных поверхностей, эффектно  выявляя  их текстуру, - специальная  версия этих приборов  используется для подсветки балконов. Галогенные прожекторы заливающего отраженного света, установленные на акустическом  парусе в центре, создают мягкое многоуровневое освещение потолка, акцентируя плавно изогнутые верхние стеновые панели. Группа светильников, очерчивающая верхний контур зала, отвечает за иллюзию пробивающегося внутрь дневного света и одновременно наполняет ровным  свечением абстрактную роспись на гипсовых скульптурных стенах, созданную художниками-декораторами Аленом Бони (Alain Bony) и Анри Лабиолем (Henri Labiol), которая представляет импровизацию на тему заката. Сценическое освещение полностью скрыто в слотах между сегментами акустического паруса.

Применение только отраженного света  позволяет во всех нюансах выявить характер пространства и создать интимное, камерное настроение, что придает завершенность воплощенному архитектором художественному образу. Характер световой среды в зале может гибко варьироваться в зависимости от ситуации по заранее запрограммированным сценариям. В штатном режиме перед началом концерта и в антрактах в зале воссоздается атмосфера теплого осеннего вечера, купающегося в лучах закатного солнца. С первыми звуками музыки солнечный свет незаметно переходит в свечное освещение и внимание зрителей фокусируется на сцене.

Использованные в инсталляции 800 интерьерных светильников управляются индивидуально и по группам с помощью цифровой системы светорегулирования Luxmate Professional.

МАЛЫЕ ЗАЛЫ

Поскольку главный концертный зал (Студия 1) ориентирован в основном на исполнение симфонической музыки, малые студни спроектированы так, чтобы вместить все разнообразие существующих музыкальных направлений. Три зала, абсолютна разных в стилистическом отношении, объединяет относительно свободная планировка, позволяющая менять пространственные акценты, и гибкость акустического дизайна.

Студия 2 -  самая большая из трех второстепенных площадок, рассчитанная на 500 мест - оформлена по образцу голливудских студий звукозаписи.  Обшитые лакированной фанерок стены украшены портретами датских композиторов и музыкантом, выполненные в технике трафаретной печати.

Концертное освещение обеспечивают сценические прожекторы в специальных потолочных прорезях. Светом наполняют пространство многочисленные одиночные светильники, свисающие с потолка на скрученных в мотки проводах. Эта деталь вносит в интерьер творческий беспорядок и дух импровизации.

Студия 3 используется главным образом для фортепианных концертов. Сцены как таковой здесь нет, 200 зрителей рассаживаются произвольно. Отсутствие четкой структуры мотивируется на уровне дизайна. Внутреннее пространство комнаты решено как архитектурная метафора фортепиано. Глянцевые черные панели, покрывающие стены и потолок, прорезают белые матовые удлиненные световые полосы, в которых безошибочно угадываются клавиши рояля. Лаконичную световую графику дополняют функциональные точечные галогенные даунлайты на потолке. Минималистичный черный интерьер помогает слушателям погрузиться и себя и сконцентрироваться на музыке к личных переживаниях.

Студия 4 самая гибкая из всех и потому может быть адаптирована под любые небольшие по масштабам концерты. Кессоннные стены и потолок выдержаны в глубоких красных тонах, освещение встроено в обшивку. Кессоны выполнены из алюминия, звукопоглощающий материал - войлок.

Пол - мореный дуб. Danish Radio Concert Hall предлагает на данный момент лучшие условия для проведения концертов всех музыкальных стилей и направлений. Но этим не ограничивается его функция. Подобно настоящему храму. здание, спроектированное Жаном Нувелем, и в периоды между концертами продолжает излучать живую энергию гармонии, трансформированную в светящиеся образы, неся в мир послание вечной музыки.

Журнал «Light Design» №4-5 (42)

Публикации на тему

Читать все публикации
Сейчас
Удобное время
  • 10:30 - 11:00
  • 11:00 - 11:30
  • 11:30 - 12:00
  • 12:00 - 12:30
  • 12:30 - 13:00
  • 13:00 - 13:30
  • 13:30 - 14:00
  • 14:00 - 14:30
  • 14:30 - 15:00
  • 15:00 - 15:30
  • 15:30 - 16:00
  • 16:00 - 16:30
  • 16:30 - 17:00
  • 17:00 - 17:30

Ваша заявка отправлена